Станция
юных
техников
Главная | Мой профиль | Регистрация | Выход | Вход | RSS Пятница, 14.12.2018, 08:20

Мы рады приветствовать вас на сайте Станции Юных Техников
Меню
Погода
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0
Форма входа

 

 Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Игры и игровые упражнения для развития речи детей дошкольного возраста

Этот материал - консультация для родителей. В нем предложены игры и игровые упражнения для развития речи в домашних условиях.

Игры и игровые упражнения
для развития речи детей дошкольного возраста.

Своевременное овладение правильной, чистой речью имеет большое значение для формирования полноценной личности. Человек с хорошо развитой речью легко вступает в контакт (общение), он понятно может выражать свои мысли и желания, задавать вопросы, договариваться с партнерами о совместной деятельности. И, наоборот, неясная и непонятная речь, весьма затрудняет взаимоотношения с окружающими и нередко накладывает отпечаток на характер человека.

Речь не является врожденной способностью, она формируется постепенно, и ее развитие зависит от многих причин. В последнее время все у большего числа детей возникают проблемы нарушения звукопроизношения. Есть такое мнение, что зукопроизносительная сторона речи ребенка развивается самостоятельно, без всякого воздействия и помощи взрослого. Это мнение глубоко ошибочно. И именно оно является причиной того, что развитие звукопроизносительной стороны речи, особенно в раннем детстве, происходит самотеком, без должного внимания родителей. Отсюда следует, что значительное число детей дошкольного возраста имеют те или иные недочеты произношения. «Естественно, ведущая роль в работе по исправлению дефектов речи принадлежит логопеду. Но только занятий с логопедом недостаточно для выработки прочных навыков правильного звукопроизношения, необходимы дополнительные упражнения с родителями, воспитателями группы и специалистами ДОУ.

1. Одним из условий нормального становления звукопроизношения является полноценная работа артикуляционного аппарата. Звуки речи образуются в результате сложного комплекса движений артикуляционных органов – кинем. Мы произносим правильно различные звуки, как изолировано, так и в речевом потоке, благодаря силе, хорошей подвижности и дифференцированной работе органов звукопроизносительного аппарата. Таким образом, произношение звуков речи – это сложный двигательный навык. Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи – язык, губы, мягкое небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе глотательных, жевательных, мимических. Цель артикуляционной гимнастики: выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, умение объединять простые движения в сложные, необходимые для правильного произнесения звуков.
Недостаточно только отобрать нужные в коррекции движения, нужно научить ребенка правильно применять соответствующие движения, выработать точность, чистоту, плавность, силу, темп, устойчивость перехода от одного движения к другому.

Для свистящих, шипящих Для соноров
1. Лопатка; 1. Лопатка;
2. Наказать непослушный язычок; 2. Наказать непослушный язычок;
3. Пирожок (широкий язык, трубочка языком); 3. Качели;
4. Заборчик; 4. Индюшонок;
5. Трубочка; 5. Лошадка;
6. Качели; 6. Грибок;
7. Грибок; 7. Чашечка;
8. Чашечка; 8. Д-Д-Д - барабанщик;
9. Вкусное варенье;  

2. Речь ребенка невозможна без речевого дыхания. Дыхание – это физиологический процесс, включающий в себя две фазы: вдох и выдох.
Дыхание можно разделить на два вида: речевое и неречевое. Неречевое дыхание состоит из вдоха и выдоха, примерно равных по продолжительности. Речевое дыхание отличается тем, что вдох менее продолжительный, чем выдох.
Сила дыхания зависит от того, какой звук мы собираемся произнести. Для произнесения гласных звуков требуется более сильное и продолжительное дыхание. Чтобы отработать правильное дыхание нужно придерживаться следующего:

  1. Вдох через нос, выдох через рот;
  2. Выдох должен быть продолжительный и плавный;
  3. Предметы для поддувания должны находиться на уровне рта ребенка;
  4. Не поднимать плечи;
  5. Не поднимать плечи;
  6. Не надувать щеки при выдохе;
  7. Упражнения должны носить игровой характер.

Начиная работать над речевым дыханием, мы предлагаем ребенку на продолжительном выдохе сначала произносить отдельные гласные звуки – А-А-А-А – плачет куколка, или убаюкиваем куклу. У-У-У-У – гудит паровозик или пароход. Затем предлагаем пропеть два звука вместе. Следим, чтобы звуки пропевались слитно. АУ – потерялись в лесу. УА – плачет малыш.

3. Следующий вид деятельности, который необходим для развития речи детей – мелкая моторика. Ребенок только родился - и уже осуществляет хватательные движения, т.е. сжимает и разжимает кулачок. Это движение является первым и остается главным на протяжении всей жизни. Уровень развития мышц руки и способность манипулировать мелкими предметами, управлять своими пальцами, совершать точные движения называется мелкой моторикой. Центры, отвечающие за работу рук, в головном мозге обширны и связаны с другими нервными структурами, обеспечивающими восприятие, мышление, память, речь, внимание. Поэтому развитие мелкой моторики способствует развитию всех интеллектуальных функций, а также подготавливает руку к письму.
    С рождения до 3 месяцев взрослый согревает руки малыша, делает легкий массаж рук, пальцев кисти. Затем он сам осуществляет рефлекторные движения - схватывает и сжимает погремушку, тянется к подвешенным игрушкам, касается игрушки (бубенчики, колокольчики). С 4 до 7 месяцев у ребенка появляются произвольные движения - он захватывает мягкие игрушки, бусы. С 6 месяцев поднимает игрушку, рассматривает ее, перекладывает. С 7 месяцев взрослый играет с ребенком в "Ладушки", помогает собирать пирамидку, игрушки-гнезда, матрешку, складывать кубики. Корни всех этих упражнений лежат в народной педагогике. На протяжении многих веков мама или бабушка играли с пальчиками малыша, проговаривая при этом пестушки, потешки. Так взрослые любовно и мудро поучали ребенка.

  1. Сорока-ворона
  2. Кашу варила, деток кормила,
  3. Этому дала, этому дала,
  4. Этому дала, этому дала,
  5. А этому не дала.
  6. Ты в лес не ходил,
  7. Ты дров не рубил,
  8. Ты кашу не варил.
    Специалистами доказано: ежедневный массаж кисти, пальцевые упражнения и занятия с ребенком по овладению навыками речи ускоряют ее развитие на три-четыре недели уже в первом полугодии второго года жизни. Таким образом, двигательная активность кисти увеличивает запас слов, способствует осмысленному их использованию. Как правило, комплексы пальчиковой гимнастики применяются логопедами для устранения дефектов речи у детей. Эти упражнения используют и другие специалисты (психолог, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре), и воспитатели.
    4. Ну и, так скажем, самым объемным видом деятельности и самым сложным, являются речевые игры.
- Игры на развитие пассивного и активного словарей;
- Игры на развитие лексико-грамматических категорий языка;
- игры на развитие связной речи.
Также можно использовать компьютер – для показа игр, учебных фильмов. Предлагаю поиграть с детьми. (Дать ребенку лист бумаги А4 с нарисованным на нем кругом) Дайте карандаши и пусть дети сделают эти круги яркими и красивыми. (закрасить круги разноцветными карандашами) Какие разноцветные круги у вас получились. На что они похожи? (ответы) А сейчас мы круги превратим в мячики. Возьмите ножницы и вырежьте свои мячики из бумаги (выполняют действие) Сколько много мячей у нас получилось. Посчитайте (считают) Положите мячик на стол и подуйте на него очень аккуратно.
Следующая игра называется «Футбол». Возьмите, пожалуйста, фольгу и скатайте ее в шарик. Сейчас мы будем забивать мяч в ворота (подуть и загнать мяч в ворота, сделанный из фольги) Молодцы. Хорошо поиграли. А я сегодня для вас принесла чудесный мешочек (приготовить мешочек и туда положить массажные мячи). Опускайте руку и берите по одному предмету (опускают руку в мешок и достают массажные мячи)
- взять мяч в правую руку, сжимаем-разжимаем. Переложить в левую, тоже самое.
- покатать мяч между ладонями.
- зажать мяч между ладонями, пальцы обеих рук сцеплены в «замок»
- спрячьте мяч за спину. Где мяч? (за спиной, на столе, под столом, в мешочке). Употребление предлогов.
Для 2-4 человек пригодится такая игра: дать в руки одному ребенку мяч. Начинаем передавать под музыку. Музыка останавливается, у кого мяч, тот выполняет задание. С показом картинок.

  1. Какое время года?
  2. Кто зимой ловит зайцев?
  3. Чей хвост?
  4. Как детеныши у зайца называют? А у овцы? И т.д.

Разделитесь на пары. Следующее задание. Один бросает мяч другому называя при этом любой предмет, тот, кто поймал мяч, должен сказать, как по другому можно назвать этот предмет. Например, стол – мебель и т.д. Таким образом, чтобы воспитать всесторонне развитую личность, умеющую красиво и четко произносить все звуки речи, владеть грамматическим строем речи, уметь пересказывать и составлять рассказы, как из личного опыта, так и по сюжетным картинкам, работать нужно в комплексе: родители и педагоги. А главные педагоги – родители.

    Методист СЮТ:
Миронова О. А.
19.08.2013 г.

Copyright MyCorp © 2018
Конструктор сайтов - uCoz