Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Образовательная программа 1. Информационно – аналитические данные об учреждении 1.1. Организационно - правовой статус: Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области по своей организационно- правовой форме является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей. СЮТ в своей деятельности руководствуется законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», Уставом и Правилами внутреннего распорядка. - Учредителем СЮТ является администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области. - СЮТ имеет государственную лицензию на право проведения образовательной деятельности серия А № 280561, регистрационный №133 от 25 февраля 2012 г. 1.2. Нормативно – правовая база Образовательной программы. Конвенция о правах ребёнка. Федеральный Закон «Об образовании в РФ». Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей Устав образовательного учреждения. 1.3. Краткие сведения об учреждении: Деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области в 2013-2014 учебном году направлена на достижение цели: совершенствование деятельности учреждения по удовлетворению творческих потребностей воспитанников и предоставление дополнительных услуг путем повышения профессионального уровня деятельности педагогов. Задачи: предоставление свободы выбора форм и методов повышения квалификации; получение вариативной методической помощи, поддержка педагогических инициатив каждого педагога; информационно-методическое сопровождения педагога в процессе инновационной деятельности; Сплочение педагогического коллектива единомышленников; Создание условий для профессионального развития педагога. Деятельность МОУДОД СЮТ осуществлялась по научно- технической, художественно эстетической, физкультурно- спортивной направленностям. Объединения научно – технической направленности: 1.Фото- видео студия «DRIVE», 2. МастерОК, 3.Умелые руки, 4.Robocop , 5.Чудотвория, 6.Эпоха, 7.Фолиант, 8.ЮМиК 9.Мастерская Самоделкина 10.Техническое творчество для дошкольников 11.Клуб «Безопасное колесо». Объединения физкультурно – спортивной направленности: Шахматный клуб «Белая ладья». На начало 2013-2014 учебного года на СЮТ работает 12 объединений, в которых занимается 415 воспитанников. Деятельность объединений, главным образом, осуществлялась на базе Станции юных техников. Это свидетельствует о том, что СЮТ при-влекает большое число воспитанников для образовательного и воспита-тельного процесса, который осуществляется на базе учреждения. Так же для охвата большего числа детей, объединения работают на базе школ: СОШ № 1 – «Чудотвория» СОШ № 2 – ЮмиК СОШ № 3 – Шахматный клуб «Белая ладья» СОШ № 5 – Шахматный клуб «Белая ладья» Школа-интернат № 3 – Шахматный клуб «Белая ладья», Мастерская Само-делкина. 1.4. Режим работы учреждения Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время в Учреждении создаются временные объединения с постоянным или переменным составом. На базе Учреждения создаются лагеря с дневным пребыванием детей. Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (за-конных представителей) возрастных особенностей детей и установленных са-нитарно-гигиенических норм. Реализация образовательных программ осуществляется в течение учебного года в период с 1 сентября по 31 мая. Количество учебных недель в году – 36. Занятия в Учреждении начинаются с 8.00 час. и заканчиваются в 20.00 час. (в две смены). Продолжительность занятия – 1 -2 академических часа, в выходные дни 1-3 академических часа. Продолжительность академического часа - 25 - 45 минут (в зависимости от возраста детей), с перерывом 10 -15 минут между академическими часами. Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответ-ствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и пер-сональным электронно-вычислительным машинам. Средняя наполняемость групп – 10-20 человек. 1.5. Материально- техническая база СЮТ Станция юных техников расположена в типовом помещении общей площадью 353 кв.м. 1.6. Учебно- материальная база включает в себя следующее оборудование: Станки: деревообрабатывающий -2, сверлильный – 1, токарный – 1, машина фрезерная электрическая - 1, электрорубанок – 1, гравировальная машина электрическая – 1, дисковая электропила – 1, персональные компьютеры- 10, плазменный телевизор -1, телевизор-1, принтеры – 2, сканер- 1, фортепиано-1, инструменты, материалы, ТСО.
2. Учебный план и его обоснование. 2.1. Пояснительная записка к учебному плану. на 2013-2014 учебный год.
Учитывая особенности детей, посещающих СЮТ, их индивидуальные и возрастные особенности, педагоги используют различного рода технологии и методики. Делая анализ используемых методик, технологий, выявляется несколько групп: По характеру содержания и структуры работы: обучающие, воспитывающие, профессионально- ориентированные, общеразвивающие, здоровьесберегающие. По подходу к ребенку: технологии сотрудничества, личностно – ориентированные, индивидуальные. По категориям обучающихся: технологии работы с детьми находящимися в сложных жизненных условиях и одаренными детьми; По организационным формам: клубные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения. Результат обучения можно проследить по достижениям воспитанников объединений, которые имеются в процессе обучения. В отличие от основного образования, которое направленно на предоставление знаний учебных предметов, дополнительное образование способствует повышению культуры жизненного самоопределения, как способ целостного освоения мира. В течение года проводиться постоянный контроль за качеством знаний посредством проведения тестов, с помощью демонстраций, отчетов и выставок. Одним из основных видов демонстрации результативности обучения в течение года является ежегодная выставка детского творчества. Ее цель: создание условий для самовыражения способностей воспитанников и самореализации их возможностей. Работая по образовательным программам, каждый педагог ставит перед собой цель: получения результата на конец учебного года. 3. Программно-методическое обеспечение учебного плана Для реализации Образовательной программы учреждения используются адаптированные учебные программы и авторскую программу «Техническое творчество для дошкольников» Если рассмотреть результативность обучения по направленностям, можно объединить в следующие группы: Научно- техническая направленность * Применять на практике теоретические знания, полученные на занятиях в объединениях; * Пользоваться инструментами, измерительной техникой, собирать несложные конструкции; * Уметь изготавливать модели, производить их запуск Художественно – эстетическое направленность * Уметь использовать технологии выполнения различных видов работ; * Владеть инструментом; * Производить обработку материала; * Выполнять несложные работы с картоном, деревом, бумагой; * Собирать композиции из природного материала. Физкультурно- спортивная направленность. * Знать простейшие элементы шахматной игры; * Уметь анализировать ситуации в ходе игры * Уметь строить тактику игры. 4. Условия реализации программы. Для выполнения намеченных целей в данной программе по осуществлению образовательных дополнительных услуг необходимо создание условий для наиболее эффективной реализации образовательных программ, используемых на СЮТ. В эту сферу деятельности включается оснащение кабинетов техническими средствами обучения, необходимыми материалами, измерительными приборами, радиодеталями. Также не малую роль необходимо обращать на педагогические кадры. Так как педагог дополнительного образования - это не просто учитель, а творческий человек, мастер своего дела. Чтобы в процессе обучения достигнуть высоких результатов необходимо создавать и поддерживать организационно - педагогические условия. Все занятия должны проходить по составленному заранее расписанию, в котором указывается время, дни работы кружка или объединения. Целенаправленность и планомерность достигается составлением каждым педагогом плана учебно - воспитательной работы. 5. Мониторинг реализации Образовательной программы. Назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации Образовательной программы с целью повышения её результатов. Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных, личностных качеств обучающихся, поэтому о её результатах можно судить по двум группам показателей: учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы); личностным (выражающим изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в объединении). Соответственно этому педагоги ведут индивидуальные карточки учёта результатов обучения по образовательной программе, которые позволяют наглядно представить: набор основных знаний, умений, практических навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения конкретной образовательной программы; систему важнейших личностных свойств, которые формируются у ребёнка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками; определить с помощью определённых критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям. 6. Нормативные документы и педагогические литературные источники. ФЗ «Об образовании в РФ» Конвенция о правах ребёнка Концепция модернизации Российского образования Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пи Н 2.4.4. 1251 – 03). Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. – 2-е изд. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002. Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999. От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К.Бруднова. – М.: Гуманита. изд. центр ВЛАДОС, 2000. «Практика административной работы в школе», журнал, №2, 2003.Статья Арцева М.Н., к.п.н. «Как подготовить образовательную программу школы». Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей – М.: ЦРСДОД, 2001. (Серия «Библиотечка педагога-практика»). Сергеева О.Н., Лысенко Л.Н. «Методические рекомендации по составлению образовательной программы учебного заведения». Вологда, 2002. |