|
Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования детей
Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области
(МОУДОД СЮТ г. Ртищево Саратовской области)
Принята
на заседании
педагогического совета
протокол №
от «_____» _______ 2013 г. |
|
Утверждаю
Директор МОУДОД СЮТ
г. Ртищево Саратовской области
О.А. Абапова
_____________ |
Образовательная программа
муниципального образовательного учреждения
дополнительного образования детей
Станции юных техников
г. Ртищево Саратовской области
на 2013-2014 учебный год
1. Информационно – аналитические данные об учреждении
1.1. Организационно - правовой статус:
Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области по своей организационно- правовой форме является муниципальным образовательным учреждением дополнительного образования детей.
СЮТ в своей деятельности руководствуется законом «Об образовании», Типовым положением об учреждении дополнительного образования детей», Уставом и Правилами внутреннего распорядка.
- Учредителем СЮТ является администрация Ртищевского муниципального района Саратовской области.
- СЮТ имеет государственную лицензию на право проведения образовательной деятельности серия А № 280561, регистрационный №133 от 25 февраля 2012 г.
1.2. Нормативно – правовая база Образовательной программы.
Конвенция о правах ребёнка.
Федеральный Закон «Об образовании в РФ».
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного образования детей.
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей
Устав образовательного учреждения.
1.3. Краткие сведения об учреждении:
Деятельность муниципального образовательного учреждения дополнительного образования детей Станция юных техников г. Ртищево Саратовской области в 2013-2014 учебном году направлена на достижение цели: совершенствование деятельности учреждения по удовлетворению творческих потребностей воспитанников и предоставление дополнительных услуг путем повышения профессионального уровня деятельности педагогов.
Задачи:
предоставление свободы выбора форм и методов повышения квалификации;
получение вариативной методической помощи, поддержка педагогических инициатив каждого педагога;
информационно-методическое сопровождения педагога в процессе инновационной деятельности;
Сплочение педагогического коллектива единомышленников;
Создание условий для профессионального развития педагога.
Деятельность МОУДОД СЮТ осуществлялась по научно- технической, художественно эстетической, физкультурно- спортивной направленностям.
Объединения научно – технической направленности:
1.Фото- видео студия «DRIVE»,
2. МастерОК,
3.Умелые руки,
4.Robocop ,
5.Чудотвория,
6.Эпоха,
7.Фолиант,
8.ЮМиК
9.Мастерская Самоделкина
10.Техническое творчество для дошкольников
11.Клуб «Безопасное колесо».
Объединения физкультурно – спортивной направленности:
Шахматный клуб «Белая ладья».
На начало 2013-2014 учебного года на СЮТ работает 12 объединений, в которых занимается 415 воспитанников.
Деятельность объединений, главным образом, осуществлялась на базе Станции юных техников. Это свидетельствует о том, что СЮТ при-влекает большое число воспитанников для образовательного и воспита-тельного процесса, который осуществляется на базе учреждения.
Так же для охвата большего числа детей, объединения работают на базе школ:
СОШ № 1 – «Чудотвория»
СОШ № 2 – ЮмиК
СОШ № 3 – Шахматный клуб «Белая ладья»
СОШ № 5 – Шахматный клуб «Белая ладья»
Школа-интернат № 3 – Шахматный клуб «Белая ладья», Мастерская Само-делкина.
1.4. Режим работы учреждения
Учреждение организует работу с детьми в течение всего календарного года. В каникулярное время в Учреждении создаются временные объединения с постоянным или переменным составом. На базе Учреждения создаются лагеря с дневным пребыванием детей.
Расписание занятий объединения составляется для создания наиболее благоприятного режима труда и отдыха детей администрацией учреждения по представлению педагогических работников с учетом пожеланий родителей (за-конных представителей) возрастных особенностей детей и установленных са-нитарно-гигиенических норм.
Реализация образовательных программ осуществляется в течение учебного года в период с 1 сентября по 31 мая.
Количество учебных недель в году – 36.
Занятия в Учреждении начинаются с 8.00 час. и заканчиваются в 20.00 час. (в две смены).
Продолжительность занятия – 1 -2 академических часа, в выходные дни 1-3 академических часа.
Продолжительность академического часа - 25 - 45 минут (в зависимости от возраста детей), с перерывом 10 -15 минут между академическими часами.
Занятия с использованием компьютерной техники проводятся в соответ-ствии с гигиеническими требованиями к видеодисплейным терминалам и пер-сональным электронно-вычислительным машинам.
Средняя наполняемость групп – 10-20 человек.
1.5. Материально- техническая база СЮТ
Станция юных техников расположена в типовом помещении общей площадью 353 кв.м.
1.6. Учебно- материальная база включает в себя следующее оборудование:
Станки:
деревообрабатывающий -2,
сверлильный – 1,
токарный – 1,
машина фрезерная электрическая - 1,
электрорубанок – 1,
гравировальная машина электрическая – 1,
дисковая электропила – 1,
персональные компьютеры- 10,
плазменный телевизор -1,
телевизор-1,
принтеры – 2,
сканер- 1,
фортепиано-1,
инструменты,
материалы,
ТСО.
1.7. Наименование объединений
№ |
Наименование объединений |
1 |
Фото-видео студия «Drive» |
2 |
Мастерская Самоделкина |
3 |
Мастер` ОК |
4 |
Умелые руки |
5 |
Robocop |
6 |
Чудотвория |
7 |
Эпоха |
8 |
ЮМиК |
9 |
Шахматный клуб «Белая ладья» |
10 |
Фолиант |
11 |
Техническое творчество для дошкольников |
12 |
Клуб «Безопасное колесо») |
2. Учебный план и его обоснование.
2.1. Пояснительная записка к учебному плану.
В соответствии с ФЗ «Об образовании в РФ» организация учебного процесса в образовательном учреждении регламентируется учебным планом. Цель учебного плана – создание наиболее благоприятных условий организации образовательного процесса с учётом запросов участников образовательного процесса.
Учебный план МОУДОД СЮТ отражает направления образовательной деятельности творческих объединений, названия учебных предметов, общее количество часов, требуемых для реализации программы, количество часов в неделю на каждый учебный предмет в отдельности и количество учебных групп по годам обучения. Соблюдение принципов преемственности и актуальности в содержании учебного материала, последовательности, сроках и темпах обучения – условия, реализуемые данным учебным планом
Учебный план разработан на основе следующих нормативных документов:
Типовое положение об образовательном учреждении дополнительного
образования детей. Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования, Устав МОУДОД СЮТ г. Ртищево
Основными задачами дополнительного образования детей является обеспечение необходимых условий для личностного развития, укрепления здоровья, профессионального самоопределения и творческого труда детей, адаптация их к жизни в обществе, формирование общей культуры и организация содержательного отдыха.
В МОУДОД СЮТ реализуются адаптированные программы, рекомендованные к утверждению педсоветом и утвержденные директором и авторская программа, утвержденная МУ «Методический кабинет».
В учебный план включены дополнительные образовательные программы следующих направленностей:
- художественно-эстетической
- научно-технической;
- физкультурно - спортивной.
Программы имеют различный уровень реализации:
- дошкольного образования;
- начального общего образования;
- основного общего образования;
- среднего общего образования.
Программы имеют следующий срок реализации:
-1 год обучения
- 2 года обучения
-3 года обучения
Образовательный процесс осуществляется в соответствии с санитарно-эпидемиологическими нормами и требованиями. Продолжительность учебных занятий и их количество определяются образовательной программой педагога дополнительного образования. Предусматриваются перерывы для отдыха обучающихся.
Деятельность осуществляется в одновозрастных и разновозрастных объединениях. Занятия проводятся всем составом объединения, по группам, индивидуально. Каждый обучающийся имеет право заниматься в нескольких объединениях, менять их.
2.2. Учебный план МОУ ДОД СЮТ г. Ртищево Саратовской области
на 2013-2014 учебный год.
№ |
Наименование объединений |
Соотношение недельной и годовой нагрузки |
1год |
2год |
3год |
1 |
Фото- видео студи DRIVE |
4/144 |
6/216 |
6/216 |
2 |
Мастерская Самоделкина |
4/144 2/72 |
6/216 |
6/216 |
3 |
МастерОК |
4/144 |
|
|
4 |
Умелые руки |
4/144 |
6/216 |
|
5 |
Robocop |
4/144 4/144 |
6/216 |
|
6 |
Чудотвория |
4/144 |
6/216 |
|
7 |
ЮМиК |
4/144 |
6/216 |
6/216 |
8 |
Шахматный клуб «Белая ладья» |
4/144 2/144 |
6/216 |
6/216 |
9 |
Клуб «Безопасное колесо» |
4,5/162 4,5/162 |
|
|
10 |
Эпоха |
4/144 4/144 4/144 |
6/216 |
|
11 |
Фолиант |
4/144 |
|
|
12 |
Техническое творчество для дошкольников
5 лет:
Творческое конструирование
Занимательная логика
Легоконструирование
Умелые пальчики
Геометрия для дошкольников
Что нас окружает
|
2/72
2/72 1/36 1/36 1/36 1/36 |
|
|
13 |
Техническое творчество для дошкольников
6 лет:
Игротека
Веселая математика
Рисование
Скоро в школу
Юный информатик
Умелые пальчики
Геометрия для дошкольников
Занимательная логика
Лего – конструирование
Творческое конструирование
|
3/108
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36
1/36 |
|
|
Учитывая особенности детей, посещающих СЮТ, их индивидуальные и возрастные особенности, педагоги используют различного рода технологии и методики. Делая анализ используемых методик, технологий, выявляется несколько групп:
По характеру содержания и структуры работы: обучающие, воспитывающие, профессионально- ориентированные, общеразвивающие, здоровьесберегающие.
По подходу к ребенку: технологии сотрудничества, личностно – ориентированные, индивидуальные.
По категориям обучающихся: технологии работы с детьми находящимися в сложных жизненных условиях и одаренными детьми;
По организационным формам: клубные, индивидуальные, групповые, дифференцированного обучения.
Результат обучения можно проследить по достижениям воспитанников объединений, которые имеются в процессе обучения. В отличие от основного образования, которое направленно на предоставление знаний учебных предметов, дополнительное образование способствует повышению культуры жизненного самоопределения, как способ целостного освоения мира. В течение года проводиться постоянный контроль за качеством знаний посредством проведения тестов, с помощью демонстраций, отчетов и выставок.
Одним из основных видов демонстрации результативности обучения в течение года является ежегодная выставка детского творчества. Ее цель: создание условий для самовыражения способностей воспитанников и самореализации их возможностей.
Работая по образовательным программам, каждый педагог ставит перед собой цель: получения результата на конец учебного года.
3. Программно-методическое обеспечение учебного плана
Для реализации Образовательной программы учреждения используются
адаптированные учебные программы и авторскую программу «Техническое творчество для дошкольников»
Если рассмотреть результативность обучения по направленностям, можно объединить в следующие группы:
Научно- техническая направленность
* Применять на практике теоретические знания, полученные на занятиях в объединениях;
* Пользоваться инструментами, измерительной техникой, собирать несложные конструкции;
* Уметь изготавливать модели, производить их запуск
Художественно – эстетическое направленность
* Уметь использовать технологии выполнения различных видов работ;
* Владеть инструментом;
* Производить обработку материала;
* Выполнять несложные работы с картоном, деревом, бумагой;
* Собирать композиции из природного материала.
Физкультурно- спортивная направленность.
* Знать простейшие элементы шахматной игры;
* Уметь анализировать ситуации в ходе игры
* Уметь строить тактику игры.
4. Условия реализации программы.
Для выполнения намеченных целей в данной программе по осуществлению образовательных дополнительных услуг необходимо создание условий для наиболее эффективной реализации образовательных программ, используемых на СЮТ. В эту сферу деятельности включается оснащение кабинетов техническими средствами обучения, необходимыми материалами, измерительными приборами, радиодеталями.
Также не малую роль необходимо обращать на педагогические кадры. Так как педагог дополнительного образования - это не просто учитель, а творческий человек, мастер своего дела.
Чтобы в процессе обучения достигнуть высоких результатов необходимо создавать и поддерживать организационно - педагогические условия. Все занятия должны проходить по составленному заранее расписанию, в котором указывается время, дни работы кружка или объединения. Целенаправленность и планомерность достигается составлением каждым педагогом плана учебно - воспитательной работы.
5. Мониторинг реализации Образовательной программы.
Назначение мониторинга – обеспечить всех участников образовательного процесса обратной связью, которая позволяет вносить последовательные изменения в ход реализации Образовательной программы с целью повышения её результатов.
Образовательная деятельность предполагает не только обучение детей определённым знаниям, умениям и навыкам, но и развитие многообразных, личностных качеств обучающихся, поэтому о её результатах можно судить по двум группам показателей:
учебным (фиксирующим предметные и общеучебные знания, умения, навыки, приобретённые ребёнком в процессе освоения образовательной программы);
личностным (выражающим изменения личностных качеств ребёнка под влиянием занятий в объединении).
Соответственно этому педагоги ведут индивидуальные карточки учёта результатов обучения по образовательной программе, которые позволяют наглядно представить:
набор основных знаний, умений, практических навыков, которые должен приобрести ребёнок в результате освоения конкретной образовательной программы;
систему важнейших личностных свойств, которые формируются у ребёнка за период его обучения по данной программе и время общения с педагогом и сверстниками;
определить с помощью определённых критериев возможные уровни выраженности каждого измеряемого показателя у разных детей, а значит, и степень соответствия этих показателей предъявляемым требованиям.
6. Нормативные документы и педагогические литературные источники.
ФЗ «Об образовании в РФ»
Конвенция о правах ребёнка
Концепция модернизации Российского образования
Санитарно-эпидемиологические требования к учреждениям дополнительного образования детей (Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы Сан Пи Н 2.4.4. 1251 – 03).
Ильина Т.В. Мониторинг образовательных результатов в учреждении дополнительного образования детей (научно-образовательный аспект): В 2-х частях. – 2-е изд. – Ярославль: ИЦ «Пионер» ГУ ЦДЮ, 2002.
Логинова Л.Г. Аттестация и аккредитация учреждений дополнительного образования детей. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.
От внешкольной работы к дополнительному образованию детей: Сборник нормативных и методических материалов для дополнительного образования детей/ Под ред. А.К.Бруднова. – М.: Гуманита. изд. центр ВЛАДОС, 2000.
«Практика административной работы в школе», журнал, №2, 2003.Статья Арцева М.Н., к.п.н. «Как подготовить образовательную программу школы».
Проектирование образовательных программ в учреждениях дополнительного образования детей – М.: ЦРСДОД, 2001. (Серия «Библиотечка педагога-практика»).
Сергеева О.Н., Лысенко Л.Н. «Методические рекомендации по составлению образовательной программы учебного заведения». Вологда, 2002.
|
|